Друзья сайта

Стартер, звуковой сигнал, контрольно-измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации
Электрооборудование ВАЗ-2105

Пуск двигателя производится с помощью стартера, который представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением. Включение стартера - электромагнитное, дистанционное. Реле стартера установлено на корпусе стартера, питание обмоток этого реле осуществляется от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания.

В корпусе 18 (рис.) стартера винтами закреплены четыре стальных полюса 21, на которые надеты катушки обмотки 22 возбуждения. Две катушки (сериесные), соединенные между собой параллельно, последовательно соединены с обмоткой якоря. Поскольку через них при пуске двигателя проходит большой ток, их обмотки (как и обмотка якоря) выполнены из медной ленты большого сечения. Две другие катушки (шунтовые) между собой соединяются последовательно и вместе включаются параллельно обмотке якоря. Их обмотки рассчитаны на сравнительно небольшой ток, зависящий главным образом от напряжения аккумуляторной батареи.

Стартер автомобиля ВАЗ-2105
Стартер автомобиля ВАЗ-2105:
1 - крышка; 2 - контактная пластина; 3 - контактный диск; 4 – корпус реле стартера; 5 - катушка; 6 - сердечник; 7 - возвратная пружина; 8 - тяга; 9 - рычаг привода; 10 - клемма; 11 - клемма втягивающей обмотки; 12 - клемма цепи от аккумуляторной батареи;13 - удлиненная ступица муфты; 14 - упорное кольцо; 15 - шестерня; 16 - муфта свободного хода; 17 - буферная пружина; 18 - корпус; 19 - стяжная шпилька; 20 — сердечник; 21 - стальные полюса; 22 - обмотка возбуждения; 23 - щетка; 24 - защитная лента; 25 - коллектор; 26 - втулка; 27 - вал якоря; 28 - задняя крышка; 29 - наружная обойма; 30 - ролик; 31 - толкатель; 32 - пружина толкателя; 33— внутренняя обойма

Четыре медно-графитовые щетки 23 установлены в щеткодержателях, закрепленных в алюминиевой крышке 28. К двум щеткодержателям положительных щеток, изолированным от крышки пластмассовыми пластинами, присоединяются выводы сериесных катушек. Другие два щеткодержателя, к одному из которых присоединены выводы шунтовых катушек, приклепаны к крышке, т. е. соединены с "массой", в них вставляются отрицательные щетки. Все щетки прижимаются к коллектору 25 спиральными пружинами.

Якорь состоит из вала 27 и напрессованных на него сердечника 20 с обмоткой и коллектора 25. Обмотка уложена в пазы сердечника, набранного из тонких пластин электротехнической стали. Концы обмотки выведены на изолированные друг от друга пластины коллектора, собранные на пластмассовом основании. Вал вращается в двух пористых металлокерамических втулках, пропитанных мае лом и запрессованных в крышки стартера. Передняя крышка имеет фланец, которым стартер крепится к картеру сцепления В этой крышке на валу якоря смонтирован привод стартера, включающий в себя рычаг 9 с буферной пружиной и роликовую обгонную муфту (муфту свободного хода 16 с шестерней 15). Муфта обеспечивает передачу крутящего момента от стартера к венцу маховика при пуске двигателя и отсоединение шестерни стартера от маховика после пуска двигателя.

Наружная обойма 29 муфты соединена с удлиненной ступицей 13, которая на спиральных шлицах установлена на валу якоря. Такая установка обеспечивает поворот муфты при ее перемещении вдоль вала, что облегчает ввод в зацепление зубьев шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. Наружная обойма с внутренней стороны имеет четыре фигурных выреза, в которых размещаются ролики 30. Ролики с помощью пружин 32 и толкателей 31 постоянно отжимаются в суженную часть выреза, заклинивая наружную и внутреннюю ведомую обойму, выполненную заодно с шестерней 15 привода стартера. При работающем стартере эффект заклинивания усиливается. Муфта свободного хода стартера, установленного на двигателе автомобиля ВАЗ-2105, имеет только три заклинивавющихся ролика.

Стартер включается поворотом ключа зажигания вправо до отказа. При этом небольшой силы ток от аккумуляторной батареи через замок зажигания пойдет на клемму 11 реле стартера и пройдет по обеим его обмоткам. Поскольку втягивающая обмотка реле последовательно соединена с обмотками стартера, то происходит медленное вращение якоря, облегчающее зацепление шестерни привода с венцом маховика двигателя. Одновременно под действием суммарного электромагнитного поля обеих обмоток реле стартера сердечник 6 втягивается в катушку 5 и с помощью рычага 9 вводит шестерню 15 привода в зацепление с венцом маховика. В конце своего хода сердечник 6 с помощью контактного диска 3 замыкает клемму 12 с клеммой 10 и дополнительно контактную пластину 2 клеммы КЗ. При этом ток большой силы от аккумуляторной батареи пойдет в обмотки возбуждения и обмотку якоря стартера (цепь: аккумуляторная батарея - клемма 12 - клемма 10 - обмотки стартера); благодаря взаимодействию магнитных полей осуществляется вращение якоря и пуск двигателя. Одновременно происходит короткое замыкание дополнительного резистора в катушке зажигания (двигатель "Москвич"), что улучшает условия пуска. В момент замыкания клемм 10 и 12 втягивающая обмотка закорачивается, но сердечник продолжает оставаться в рабочем положении под действием удерживающей обмотки.

При выключении электрической цепи управления все подвижные части реле стартера и механизма привода займут исходное положение под действием усилия возвратной пружины 7.

Если двигатель начнет работать, а стартер не будет выключен, зубчатый венец маховика заставит шестерню стартера и внутреннюю обойму муфты вращаться с высокой частотой, ролики сдвинутся по наклонной поверхности пазов в широкую часть, позволяя наружной ведомой обойме вращаться свободно, не передавая усилия на вал якоря, что предупредит "разнос" стартера. В случае если при перемещении привода зуб шестерни стартера совпадет с зубом венца маховика, буферная пружина 17 привода сожмется, позволяя рычагу 9 перемещаться дальше и замкнуть электрическую цепь стартера. Когда же якорь повернется, шестерня под действием буферной пружины сразу же войдет в зацепление с венцом маховика.

Учитывая, что при пуске (особенно холодного двигателя) стартер потребляет ток большой силы, продолжительность его включения не должна превышать 10... 15 с. Повторные включения можно делать только через 30 с.

Звуковой сигнал вибрационного типа, безрупорный. На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливаются два сигнала - низкого и высокого тона, на автомобилях "Москвич" - два электромагнитных тональных сигнала.

Сигнал состоит из корпуса, электромагнита 3 (рис., а), якорька 10, контактов 9, мембраны 1 и резонаторного диска 11. При нажатии на кнопку 12 ток от аккумуляторной батареи поступает по замкнутым контактам 9 в обмотку 2 электромагнита. При этом электромагнит притягивает якорек 10, который прогибает мембрану и одновременно размыкает контакты. Электрическая цепь разрывается, электромагнит размагничивается, якорек 10 под действием упругости мембраны 1 отходит обратно, вследствие чего контакты 9 вновь соединяются, образуется замкнутая электрическая цепь, якорек вновь притягивается, процесс вновь повторяется. При этом создаются частые колебания мембраны (до 100 колебаний в секунду) и появляется звук, тон которого можно регулировать винтом 7.

Звуковой сигнал
Звуковой сигнал:
а - схема включения звукового сигнала; б - звуковой сигнал автомобиля ВАЗ; 1 - мембрана; 2 - обмотка электромагнита; 3 -электромагнит; 4 - стержень; 5 - скоба; 6 - конденсатор; 7 -регулировочный винт; 8 - клеммные зажимы; 9 - контакты; 10 - якорек; 11 - резонаторный диск; 12 - кнопка звукового сигнала; 13 – аккумуляторная батарея

К контрольно-измерительным приборам относятся амперметр (или контрольная лампа заряда), указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, наличия топлива в баке и сигнализатоп аварийного давления масла, а на автомобиле ВАЗ-2105 - и вольтметр.

Амперметр на автомобиле "Москвич" включен в цепь аккумуляторной батареи и генератора последовательно, он показывает величину разрядного и зарядного тока. Через амперметр проходит ток ко всем потребителям (кроме стартера и звукового сигнала, потребляющих ток большой силы). Он состоит из корпуса, постоянного магнита 2 (рис.), латунной шины 1, якоря 3 со стрелкой 4 и шкалы 5. При включенной электрической цепи якорь со стрелкой под действием магнитного поля постоянного магнита удерживается в среднем положении на нулевом делении шкалы. При прохождении тока через латунную шину создается магнитное поле, под действием которого намагниченный якорь со стрелкой поворачивается в ту или другую сторону в зависимости от направления тока, показывая заряд или разряд аккумуляторной батареи.

Амперметр
Амперметр:
1 - латунная шина; 2 - постоянный магнит; 3 - якорь; 4 - стрелка; 5 - шкала; 6 - контактные винты

Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи на автомобилях ВАЗ-2105 включена в цепь через реле. Когда включено зажигание и двигатель не работает или работает с низкой частотой вращения коленчатого вала, контакты реле удерживаются в замкнутом состоянии, и лампа на щитке приборов горит красным светом, указывая, что заряд аккумуляторной батареи не происходит. При увеличении частоты вращения, когда напряжение генератора станет выше напряжения батареи, контакты реле размыкаются, отключая аккумуляторную батарею от питания потребителей, контрольная лампа гаснет, а батарея включается на заряд от генератора.

Указатель температуры охлаждающей жидкости работает от датчика, установленного в головке блока цилиндров. Датчик представляет собой корпус 10 (рис.), внутри которого помещен термистор 11 - полупроводниковый прибор, меняющий свое сопротивление в зависимости от температуры омывающей его охлаждающей жидкости.

Указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2105
Указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2105:
1 - постоянный неподвижный магнит; 2 - постоянный подвижный магнит; 3, 4, 6 - катушки с обмотками; 5 - стрелка; 7 - резистор ; 8 - предохранитель; 9 - выключатель зажигания; 10 - корпус датчика; 11 - термистор; 12 - пружина; 13 - головка блока цилиндров

Электромагнитный указатель состоит из корпуса, внутри которого помещаются: неподвижный постоянный магнит 1, три катушки 3, 4 и 6, резистор 7 и подвижный постоянный магнит 2 со стрелкой 5. При включенном зажигании ток, проходящий по обмоткам катушек, создает результирующее магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем подвижного постоянного магнита и устанавливает стрелку на соответствующее деление шкалы. Сила взаимодействия и положение стрелки определяются сопротивлением термистора в датчике, так как от этого сопротивления зависит сила тока в катушках, а значит, и результирующее магнитное поле. Неподвижный магнит служит для установки стрелки на нулевое деление шкалы.

На автомобиле ВАЗ-2105 шкала указателя вместо делений и цифр имеет светлую и красную зоны. Нахождение стрелки в красной зоне свидетельствует о превышении температуры и, следовательно, наличии неисправностей в системе охлаждения.

Указатель давления масла на двигателе автомобиля "Москвич" работает отдатчика 1 (рис., а), сообщенного с главной масляной магистралью. Он служит для контроля за величиной давления в системе смазки двигателя. На неработающем двигателе контакты датчика сомкнуты под действием пластины 2, однако даже небольшой нагрев биметаллической пластины 8 приводит к ее изгибу и размыканию контактов. Ток в обмотке биметаллической пластины 5 невелик.

Приборы для контроля давления масла ВАЗ-2105
Приборы для контроля давления масла ВАЗ-2105:
а - указатель давления масла; б - контрольная лампа аварийного давления масла; 1 - датчик; 2 - промежуточная пластина с контактом; 3 - диафрагма; 4 - указатель; 5, 8 - биметаллические пластины; 6 - стрелка: 7 - выключатель зажигания; 9 - резистор; 10 - предохранитель; 11 - контрольная лампа; 12 - контакты; I - лампа горит - давление масла ниже допустимого предела; II - лампа не горит - нормальное давление масла

При увеличении давления масла диафрагма 3 прогибается и контакты прижимаются друг к другу с большим усилием, импульсы тока станут сильнее и продолжительнее, ток в цепи увеличится, пластина 5, нагреваясь, начнет выгибаться и отклонит в сторону стрелку 6 на деление, соответствующее величине давления масла.

На автомобиле ВАЗ-2105 о понижении давления масла сигнализирует лампа красного цвета на щитке приборов, которая загорается при падении давления ниже 0,4...0,8 кгс/см2.

Указатель уровня топлива состоит из реостатного датчика, укрепленного на верхней стенке топливного бака, и указателя - на щитке приборов. Датчик представляет собой ползунковый реостат 1 (рис.), смонтированный внутри металлической коробки. В зависимости от уровня топлива меняется положение поплавка 12, связанного рычагом с подвижным контактом реостата, изменяя сопротивление и силу тока в цепи обмоток 4, 6 и 7 указателя. Результирующее магнитное поле этих обмоток, взаимодействуя с магнитным полем подвижного магнита 3, перемещает стрелку 5 на соответствующее деление шкалы. При увеличении уровня топлива в баке сопротивление-реостата увеличивается, а при понижении - уменьшается. При остатке в баке 4...6,5 л топлива на щитке приборов загорается контрольная лампа резерва топлива.

Указатель уровня топлива в баке ВАЗ-2105
Указатель уровня топлива в баке ВАЗ-2105:
1 - ползунковый реостат; 2 - постоянный магнит; 3 - подвижный магнит; 4, 6,7 - обмотки; 5 - стрелка; 8 - резистор; 9 - предохранитель; 10 - выключатель зажигания; 11 - аккумуляторная батарея; 12 - поплавок

Вольтметр магнитоэлектрического типа. При включенном зажигании и неработающем двигателе вольтметр показывает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, а при работающем двигателе - напряженке, создаваемое генератором.

К приборам освещения и световой сигнализации относятся: фары (блок-фары), подфарники, задние фонари, указатели поворота, фонари освещения номерного знака и багажника, плафоны освещения салона кузова, подкапотная лампа, лампа освещения щитка приборов, контрольные лампы (указателей поворота, габаритного освещения, дальнего света фар, задних противотуманных огней, стояночного тормоза., уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов, заряда аккумуляторной батареи, недостаточного давления масла в системе смазки двигателя, резерва топлива в баке, обогрева заднего стекла), фонари света заднего хода. Цепи перечисленных приборов имеют переключатели и выключатели, они защищены пре дох ранител ями.

Блок-фара автомобиля ВАЗ-2105 прямоугольная, представляет собой блок, объединяющий лампу 2 (рис.) дальнего и ближнего света и лампу 5 указателя поворота с оранжевым рассеивателем.

Блок-фара автомобиля ВАЗ-2105
 Блок-фара автомобиля ВАЗ-2105 (вид из отсека двигателя):
1 - пружинный фиксатор; 2 - лампа фары; 3 - лампа габаритного (стояночного) света; 4 - колодка; 5 - лампа указателя поворота; А, Б - винты регулировки света фары в горизонтальном и вертикальном направлениях

На автомобиле "Москвич-2140" фара головного света также прямоугольная, с лампой дальнего и ближнего света и лампой габаритного освещения.

На части автомобилей устанавливаются омыватели и очистители рассеивателей света фар с приводом щеток от специальных электродвигателей и подачей воды через жиклеры из бачка омывателей с помощью электронасоса. Включение омывателей и стеклоочистителей фар осуществляется перемещением на себя рычага, расположенного справа под рулевым колесом, при включенном ближнем или дальнем свете.

Оптический элемент фары состоит из стального отражателя, поверхность которого покрыта тонким слоем алюминия, образующего зеркальную поверхность, и стеклянного рассеивателя. Конструкция патрона выполнена так, что при установке лампы ее нить дальнего света оказывается точно в фокусе отражателя света. При этом нить ближнего света смещена относительно фокуса вверх и влево, что вместе с экраном лампы дает направление светового пучка вправо и вниз и обеспечивает хорошую освещенность дороги впереди автомобиля и ее правой обочины, уменьшая ослепление встречных водителей.

Подфарники на автомобиле "Москвич" угловые, установлены в передних крыльях автомобиля. В каждом подфарнике - две лампы: габаритного света и указателя поворота.

Задний фонарь автомобиля ВАЗ-2105 включает в себя: лампу 1 (рис.) габаритного света и противотумаиного освещения с красным рассеивателем, лампу 5 указателя поворота с оранжевым рассеивателем, лампу 3 стоп-сигнала с красным рассеивателем, лампу 4 света заднего хода с белым рассеивателем.

Задний фонарь автомобиля ВАЗ-2105
Задний фонарь автомобиля ВАЗ-2105:
1 - двухнитевая лампа габаритного и противотумаиного света; 2 - место для размещения отражателя света; 3 - лампа стоп-сигнала; 4 - лампа света заднего хода; 5 - лампа указателя поворота

На автомобиле "Москвич-2140" задний фонарь трехламповый, комбинированный, расположен он горизонтально: одна лампа является указателем поворота, вторая -габаритным светом, третья - стоп-сигналом. Для освещения дороги при движении задним ходом имеется специальный фонарь с одной лампой, расположенный ниже заднего фонаря.

Переключатели и выключатели служат для коммутации соответствующих цепей. Включение ближнего и дальнего света фар осуществляется рычагом переключателя, установленного под рулевым колесом. При включенном положении выключателя наружного освещения перемещением рычага переключателя вниз в первое положение включается ближний свет фар, а во второе положение - дальний свет. При кратковременном перемещении на себя рычага переключателя включается дальний свет фар как при включенном, так и при выключенном положении выключателя наружного освещения. Выключатель стоп-сигнала служит для включения ламп задних фонарей при торможении рабочим тормозом.

Выключатель стоп-сигнала механический, приводится в действие от тормозной педали. При нажатии на педаль тормоза шток 5 (рис.,а) включателя освобождается и под действием пружины 2 перемещается вместе с контактной пластиной 3, которая через контакты 4 замыкает электрическую цепь ламп стоп-сигнала.

Выключатели
Выключатели:
а - стоп-сигнала с механическим приводом; б - фонарей света заднего хода; 1, 6 - клеммы; 2, 11 - пружины; 3, 7 - контактные пластины; 4 - контакты; 5, 9 - штоки; 8 - диафрагма; 10 - шарик

Выключатель фонарей света заднего хода служит для включения ламп задних фонарей с целью освещения дороги при движении автомобиля задним ходом. На автомобиле "Москвич" при включении передачи заднего хода поводок механизма переключения передач перемещает через шарик 10 (рис., б) и шток 9 диафрагму 8 с контактной пластиной 7, которая замыкает клеммы 6 электрической цепи, и лампы загораются.

Указатели поворота устанавливаются на автомобилях для предупреждения водителей других средств транспорта и пешеходов о намерении водителя совершить маневр, связанный с изменением направления движения. Указатели поворота состоят из переключателя, электронного реле-прерывателя, сигнальных и контрольных ламп.

Реле-прерыватель обеспечивает прерывистое горение сигнальных и контрольной ламп при включенном переключателе указателей поворота, а также мигание всех ламп указателей поворота при включении аварийной сигнализации.

Если при включении указателей поворота не горит хотя бы одна из ламп указателей, то контрольная лампа горит не мигая.

Частота мигания ламп 90 ± 30 раз в минуту. Рычажок переключателя указателей поворота, расположенный под рулевым колесом, возвращается в исходное положение автоматически при выходе автомобиля из поворота.

Аварийная сигнализация предназначена для подачи сигналов прерывистым светом с помощью всех ламп указателей поворота. Включение ее производится выключателем ВК-422. Вмонтированная в рукоятку выключателя миниатюрная лампочка служит для контроля за работой сигнализации. Напряжение для работы аварийной сигнализации подается непосредственно от источников питания, поэтому ее можно включить при любом положении ключа в замке зажигания.

Предохранители служат для защиты электрических цепей и приборов при коротких замыканиях и перегрузках. На изучаемых автомобилях устанавливаются термобиметаллические и плавкие предохранители.

Предохранители автомобиля «Москвич-2140»
Предохранители автомобиля «Москвич-2140»:
а - плавкий; б - термобиметаллический многократного действия; 1 - крышка; 2 - изоляционная колодка; 3 - запасная проволока; 4 - вставка предохранителя; 5 - неподвижный контакт; 6 - подвижный контакт; 7 - корпус; 8 - биметаллическая пластина

Термобиметаллический предохранитель многократного действия (вибрационный) установлен в цепи стеклоочистителей автомобиля "Москвич". Он действует следующим образом. При прохождении по биметаллической пластине 8 (рис., б) тока силой больше установленной величины (короткое замыкание) пластина, сильно нагреваясь, выгибается и размыкает контакты 5 и 6, тем самым прерывая электрическую цепь. После остывания пластина выпрямляется и вновь замыкает цепь. Вследствие того что пластина нагревается быстро, а остывает медленно, контакты дольше будут находиться в разомкнутом состоянии и, несмотря на короткое замыкание, средняя сила тока в цепи будет небольшой. Замыкание и размыкание контактов сопровождается пощелкиванием, сигнализирующим водителю о наличии короткого замыкания.

Плавкие предохранители объединены в один (ВАЗ-2105) или в два блока ("Москвич").

На крышке блока предохранителей автомобиля "Москвич" (рис.,а) с внутренней стороны наклеивают таблицу с указанием, какую электрическую цепь защищает каждый предохранитель. Плавкие вставки предохранителей изготовлены из медной луженой проволоки. При появлении тока больше предельно допустимой величины, указанной на предохранителе, вставка расплавляется и прерывает электрическую цепь.

На автомобиле ВАЗ-2105 плавкие предохранители установлены в монтажном блоке, который помещен на задней стенке моторного отсека с правой стороны. В том же блоке размещаются реле дальнего света фар, отопителя, ближнего света фар, стеклоочистителей и омывателей фар, обогрева заднего стекла. Блок закрыт прозрачной крышкой, позволяющей визуально проверять состояние предохранителей. На крышке нанесены номера и символы, указывающие цепи, защищаемые каждым предохранителем, а также назначение реле.

Предохранители 5 и 7 рассчитаны на ток силой до 16 А, остальные- до 8 А.

На автомобиле "Москвич-2140" имеются следующие предохранители:

термобиметаллический многократного действия на 3,5 А, установленный на кронштейне стеклоочистителя;

блок из трех плавких предохранителей (один на 19 А и два на 10 А), установленный на левом переднем крыле в моторном отсеке;

блок из трех плавких предохранителей (один на 10 А и два на 20 А) на правом переднем крыле в моторном отсеке.

 

Друзья сайта