Друзья сайта

Коробка передач ВАЗ-2105 ВАЗ-2107
Трансмиссия ВАЗ-2105

Коробка передач ВАЗ-2107 дает возможность при постоянной мощности двигателя изменять силу тяги на ведущих колесах автомобиля путем зацепления шестерен с различным числом зубьев, она обеспечивает также получение заднего хода и длительное разобщение двигателя вместе со сцеплением от других агрегатов трансмиссии во время стоянки автомобиля или при движении его по инерции.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 и Москвич-2140 Москвич-2141 четырехступенчатая, имеющая четыре передачи вперед и одну назад. У автомобиля ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 она состоит из картера 6 (рис.), ведущего 2, промежуточного 27 и ведомого 11 валов, шестерен, двух синхронизаторов 9 и 13, подшипников, отдельной оси с промежуточной шестерней заднего хода и механизма переключения передач с рычагом 18.

Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
1 - картер сцепления; 2 - ведущий вал; 3 - сапун; 4, 21 - сальники; 5 - подшипник ведущего вала; 6 - картер коробки передач; 7 - ведущая шестерня; 5 - игольчатый подшипник ведомого вала; 9, 13 - синхронизаторы; 10 - ведомая шестерня третьей передачи; 11 - ведомый вал; 12 - ведомая шестерня второй передачи; 14 - ведомая шестерня первой передачи; 15 - задняя крышка; 16 - шариковый подшипник ведомого вала; 17 - ведомая шестерня передач заднего хода; 18 - рычаг переключения передач; 19 - ведущая шестерня привода спидометра; 20 - шариковый подшипник ведомого вала; 22 - вилка упругой муфты карданного вала; 23 - ведомая шестерня привода спидометра; 24 - ведущая шестерня передачи заднего хода; 25 - роликовый подшипник промежуточного вала; 26-ведущая шестерня первой передачи; 27 - промежуточный вал; 28 - сливная пробка; 29 - ведущая шестерня второй передачи; 30 - ведущая шестерня третьей передачи; 31 - ведомая шестерня промежуточного вала; 32 - шариковый подшипник промежуточного вала; 33 - вилка передачи заднего хода; 34 - нижняя часть рычага переключения передач; 35 - шток вилки передачи заднего кода; 36 - шток вилки включения третьей и четвертой передач; 37- шток вилки включения первой и второй передач; 38 - ось промежуточной шестерни передачи заднего хода; 39 - промежуточная шестерня передачи заднего хода

Картер коробки передач передней плоскостью крепится к картеру сцепления, относительно которого коробка центрируется путем захода кольца заднего подшипника ведущего вала в отверстие картера сцепления и установки переднего подшипника в гнезде, выполненном в торце коленчатого вала двигателя. Снизу картер коробки закрывается штампованной крышкой, в которой имеется отверстие для слива масла, закрываемое пробкой 28. Сапун 3 сообщает внутреннюю полость картера с атмосферой. Маслозаливное отверстие в картере, закрываемое пробкой, является одновременно и контрольным (уровень масла должен доходить до его нижней кромки).

Ведущий вал 2, изготовленный заодно с шестерней 7, имеющей зубчатый венец, установлен одним концом в подшипнике, размещенном в торце коленчатого вала, а другим — в подшипнике 5, На валу имеются шлицы для установки ступицы ведомого диска сцепления. Шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении с шестерней 31 промежуточного вала 27.

Промежуточный вал 27 вращается в двухрядном шариковом и роликовом подшипниках, которые установлены в стенках картера.

Вал выполнен заодно с четырьмя шестернями, а на шлицах заднего его конца напрессована ведущая шестерня 24 передачи заднего хода. Внутренняя обойма переднего (шарикового) подшипника 32 закреплена на валу болтом, а задний (роликовый) подшипник 25 вместе с шестерней 24 удерживается на валу стопорным кольцом.

Ведомый вал 11 имеет три опоры: переднюю — игольчатый подшипник 8, установленный в гнезде ведущего вала 2, среднюю — шариковый подшипник 16, в задней стенке коробки и заднюю — шариковый подшипник 20, расположенный в задней крышке коробки. Средний подшипник с помощью установочного кольца и стопорной пластины, привернутой винтами к задней стенке картера коробки, обеспечивает фиксацию вала от осевых перемещений. Шестерни второй и третьей передач свободно вращаются непосредственно на термически обработанных шейках ведомого вала, а шестерня первой передачи свободно вращается на втулке, надетой на вал. Все эти шестерни имеют по два венца: косозубые находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, а прямозубые соединяются со скользящими муфтами синхронизаторов 9 и 13 при включении соответствующих передач. Муфты эти перемещаются по шлицам ступицы и обеспечивают соединение шестерни включаемой передачи с ведомым валом. На заднем конце ведомого вала помещена ведущая шестерня 19 привода спидометра. Все шестерни промежуточного и ведомого валов косозубые и находятся в постоянном зацеплении, кроме шестерен передачи заднего хода, имеющих прямые зубья.

Синхронизатор коробки передач ВАЗ-2107  служит для безударного (бесшумного) включения передач путем уравнивания угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала. Механизм каждого синхронизатора обеспечивает включение двух передач. На автомобиле ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 он состоит из ступицы 2 (рис.), скользящей муфты 1, двух стопорных колец 3, двух пружин 5 и двух блокирующих колец 4 с наружными коническими поверхностями.

Детали синхронизатора ВАЗ-2105
Детали синхронизатора ВАЗ-2105:
1 - скользящая муфта; 2 - ступица; 3 - стопорное кольцо; 4 - блокирующее кольцо; 5 - пружина; 6 - шестерня и зубчатый венец третьей передачи

Действие синхронизатора рассмотрим на примере включения третьей передачи. Скользящая муфта 2 (рис.,а) синхронизатора перемещается вилкой 1 по шлицам 9 ступицы 8, установленной неподвижно на ведомом валу 7, и прижимается внутренним конусом к конической поверхности блокирующего кольца 3. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо синхронизатора за счет конусной формы своих зубьев повернется на небольшой угол и упрется своими зубьями в торцы зубьев венца 5 ведомой шестерни 6 третьей передачи (рис., б). После уравнивания угловых скоростей муфты синхронизатора и ведомой шестерни третьей передачи блокирующее кольцо 3 соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца 5 под действием осевого усилия, передаваемого от вилки 1 включения передачи. При этом муфта 2, перемещаясь дальше вместе с блокирующим кольцом 3, своими шлицами соединяет ступицу 8 на ведомом валу с венцом 5 ведомой шестерни третьей передачи (рис., в). Крутящий момент передается от ведущего вала на промежуточный и далее через шестерни третьей передачи, муфту синхронизатора и ступицу на ведомый вал. При выключении передачи все детали занимают исходное положение, а блокирующее кольцо отходит обратно под действием пружины 4.

Работа синхронизатора ВАЗ - 2105
Работа синхронизатора ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
а - нейтральное положение; б - начало включения третьей передачи; в- третья передача включена; 1 - вилка включения третьей и четвертой передач; 2 - муфта синхронизатора; 3 - блокирующее кольцо; 4 - возвратная пружина; 5 - зубчатый венец шестерни третьей передачи; 6 - шестерня третьей передачи; 7 - ведомый вал; 8 - ступица; 9 - шлицы муфты синхронизатора; 10 - подшипник; 11 - ведущий вал

Ось промежуточной шестерни заднего хода 38 (см. рис.) запрессована в отверстия картера коробки передач и его задней крышки. На оси свободно вращается промежуточная шестерня 39 передачи заднего хода с запрессованной в нее металлокерамической втулкой.

Управление коробкой передач осуществляется перемещением рычага 18 переключения передач.

Включение первой и второй передач осуществляется продольным перемещением штока 6 (рис.) вместе с закрепленной на нем вилкой 7, входящей в вырез муфты синхронизатора. В задней головке штока 6 сделан паз, в который входит хвостовик рычага 15 переключения передач, укрепленного на шаровой опоре.

Механизм  переключения передач ВАЗ - 2105
Механизм переключения передач ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
1 - картер сцепления; 2 - шпилька; 3- картер коробки передач ВАЗ-2107; 4- шток вилки включения третьей и четвертой передач; 5 - вилка включения третьей и четвертой передач; 6 - шток вилки включения первой и второй передач; 7 -вилка включения первой и второй передач; 8, 9, 10- блокирующие сухари; 11 - шток вилки включения передачи заднего хода; 12 - втулка; 13 - вилка включения передачи заднего хода; 14 - болт крепления вилки; 15 - рычаг переключения передачи (нижняя часть); 16 - рычаг переключения передач; 17 - пружина; 18 - оттяжная пружина; 19 - задняя крышка; 20 - полый штифт

При включении первой передачи крутящий момент от ведущего вала 2 (см. рис.) через его шестерню 7, постоянно находящуюся в зацеплении с шестерней 31 промежуточного вала 27, будет передаваться через шестерни 26 и 14 постоянного зацепления и далее через муфту синхронизатора 13 на его ступицу и на ведомый вал 11 коробки передач.

При включении второй передачи муфта синхронизатора сдвигается в противоположную сторону и соединяется с шестерней 12, через которую в этом случае и передается крутящий момент.

Включение третьей и четвертой передач производится продольным перемещением штока 4 (рис.) с вилкой 5 аналогично включению первой и второй передач.

Включение передачи заднего хода осуществляется перемещением вперед промежуточной шестерни 39 (см. рис.) передачи заднего хода, которая одновременно входит в зацепление с шестернями 24 и 17 соответственно промежуточного и ведомого валов. Крутящий момент в этом случае передается от ведущего вала 2 на шестерню 24, промежуточную шестерню 39 и от нее через шестерню 17 на ведомый вал 11, который будет вращаться в обратную сторону, обеспечивая движение автомобиля задним ходом.

Коробка передач автомобиля Москвич-2140 Москвич-2141 устроена и работает аналогично рассмотренной выше.

Четкость включения передач и удержание штоков и вилок в нейтральном и включенном положениях обеспечивается фиксаторами, состоящими из шариков с пружинами. Замок, установленный между штоками, состоит из трех блокирующих сухарей 8, 9 и 10 (рис.), он предохраняет коробку от одновременного включения двух передач.

На автомобилях ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 для облегчения снятия и установки коробки рычаг переключения передач выполнен разъемным. Обе части соединены с помощью демпфера, детали которого поглощают вибрации рычага и обеспечивают более мягкое переключение передач.

 

Друзья сайта